Образование — основной компонент благосостояния, используемый в качестве показателя экономического развития и качества жизни, что является ключевыми факторами определения уровня страны — развитая, развивающаяся или слаборазвитая.
Уровень образования населения напрямую влияет сразу на несколько сфер жизни: это и доходы граждан, и качество жизни, и надежность экономики. В конечном счете немыслимо представить высокий уровень экономического развития страны без вклада труда грамотных специалистов.
Косвенно уровень образования оказывает воздействие даже на состояние здоровья. Согласно данным ученых-демографов РАНХиГС, среди россиян с высшим образованием примерно вдвое меньше людей с хроническими заболеваниями, ограничивающими жизнедеятельность, чем среди граждан, окончивших 10–11 классов школы.
Поэтому крайне важно включать сферу образования в фокус внимания властей. Еще одна важная тому причина — плохое состояние системы образования в нашей стране.
39 место из 189
По данным проекта Human Development Reports, находящегося под эгидой ООН, по индексу образования Россия занимает 39-е место из 189 государств. Этот показатель рассчитывается как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.
государств
Кроме того, качество образования в разных регионах страны неодинаково. Весной этого года Рособрнадзор совместно с Федеральным институтом оценки качества образования подготовил первый рейтинг регионов по качеству школьного образования. В лидерах ожидаемо Санкт-Петербург, Москва и Ленинградская область. К ним присоединились благополучные и по другим критериям Калининградская и Ярославская области. Аутсайдерами стали Ингушетия, Дагестан, Чечня. Разница между лучшими и худшими регионами еще почти 80 баллов. Кузбасс расположился на 48-й позиции из 85.
Обратите внимание на эти цифры:
Наша страна, которая несколько десятилетий назад считалась лидером образования, сегодня уступает Аргентине, Казахстану и Беларуси. Мы существенно отстаем от уровня образования флагманов рейтинга: Германии, Норвегии и Великобритании.
в России лишены права на школьное образование согласно данным ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ
детей
около 20%
нуждаются в подключении к интернету по информации Минпросвещения
школ
> 25 тысяч
Но и те, кому доступно обучение, находятся в далеко не самых комфортных условиях:
В Кузбассе во время подготовки к 300-летию региона отремонтировали 21 школу, до конца 2021 года планируют улучшить облик еще 7 объектов. Губернатор заявляет, что ему удалось «перезагрузить» систему образования региона. Так ли это?
Недавно проведенный брендом Domestos конкурс «Школьная программа 2021», где определялись худшие туалеты в школах России, подвергает сомнению вышесказанное. Среди победителей оказалась №19 школа Междуреченска Кемеровской области. Торговая марка пообещала отремонтировать туалет в этом учебном заведении.
По данным Минпросвещения в подключении к интернету нуждаются более 25 тысяч школ страны.
В России около 40 тысяч школ. 60% из них необходим текущий ремонт, 10% капитальный.
школьная еда
Несмотря на введение бесплатного питания в начальных классах, школьная еда остается одной из основных головных болей родителей. В областной Роспотребнадзор поступают десятки тысяч обращений, связанных с проблемами школьного питания. Тут и разница в качестве между платным и льготным питанием, и жалобы на отсутствие бесплатного питания у учеников средних и старших классов, и так далее. Да, существует программа «Родительский контроль», призванная мониторить эти вопросы. Но фактически она не работает, так как родители не хотят портить отношения с дирекциями школ.
отсутствие адекватных условий работы для педагогов
Учитель сегодня вынужден зашиваться в бесконечных отчетах. У него нет времени грамотно и творчески организовать обучающий процесс, вовлечь в него детей, научить их учиться, добывать знания и запоминать пройденный материал. Как следствие, становится все сложнее получить полноценное и многогранное образование в школе. А ведь время, проведенное на школьной скамье — это фундамент для каждого человека, период формирования, закладывающий основы личностного и профессионального развития.
снизился контроль за усвоением учебной программы
Из-за высокой бюрократизации значительно снизился контроль за усвоением учебной программы. Фактически все годы в школе дети получают не разнообразные и полноценные знания, а обучаются одному — единственному навыку — «как правильно сдать ЕГЭ». Кроме того, практически отсутствует важный процесс как формирования мировоззрения.
Вместе с этим престижность профессии учителя также осталась в прошлом. Сегодня малое количество подростков мечтает стать педагогом, в том числе из-за низкой заработной платы.
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ
Только представьте: в этом году для студентов вузов появится около 30 новых профессий в сфере цифровизации, стремительно исчезают и старые специализации. Это значит, что систему образования надо менять, модернизировать. Но пока она остается одной из самых неповоротливых и бюрократизированных.
По моему мнению, один из основных путей решения проблемы низкого уровня образования в стране — возврат к классической системе образования, отказ от тестовых форм проверки знаний как единственного выпускного экзамена, то есть от ОГЭ и ЕГЭ. В динамично меняющихся условиях современного мира нет смысла тренировать мозг ребенка на решение тестов. Надо формировать у учеников soft skills и hard skills: эмоциональный интеллект и точные знания. Важно развивать креативные и творческие способности. В этом плане привлекательна скандинавская система образования, которая развивает в ребенке не то, что нужно системе, а то, что заложено в его личности, раскрывает его задатки и потенциал.
возврат к классической системе образования
Еще одна важная мера — преподавание в школах основ предпринимательства и основ финансовой грамотности. Инициативы уже есть. Но мало внедрить новые дисциплины — надо найти тех, кто действительно сможет передать эти знания детям. Современные педагоги не обладают такой компетентностью. Как, впрочем, и навыками работы в диджитал-пространстве. Нашим учителям тоже нужно помочь сориентироваться в цифровом мире, чтобы они вышли из состояния стресса и смогли передавать новые знания детям.
ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ НУЖНА ПОМОЩЬ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Также критически важно снизить бюрократическую нагрузку на учителей. Сейчас им некогда заниматься учениками, в приоритете — заполнение отчетов, планов и программ. Надо радикально сократить бумажную работу педагогов, оптимизировать отчетность образовательных учреждений на региональном и муниципальном уровнях, важно освободить время учителей для совершенствования мастерства и накопления знаний.
снизить бюрократическую нагрузку на учителей
Необходимо создать адекватные условия для профессиональной реализации учителя как наставника для ученика, повысить престиж профессии учителя в глазах учеников, сделать достойными зарплаты и условия труда учителей.
повысить престиж профессии учителя
Не стоит забывать и о проблеме школьного питания. Его качество отражается на здоровье наших детей. Если не следить за этим, будет процветать коррупция среди лиц, имеющих отношение к поставкам продуктов для школьного питания. Тогда ученики будут питаться маргарином вместо масла, а государственные деньги — утекать в карманы нечистых на руку дельцов. Поэтому важно организовать систему контроля за питанием, например в форме народного совета экспертов. В него должны входить не только родители, но и специалисты, которые смогут профессионально оценить все этапы производства питания.
организовать систему контроля за школьным питанием