Низкий уровень
и качество жизни населения в регионах
Только вдумайтесь в эти цифры:

ООН регулярно публикует рейтинг страны по уровню жизни населения. Согласно этим данным, Россия расположилась на 52 месте из 189 возможных. РФ обогнали даже «старые соседи» — Казахстан, Латвия, Польша и другие.

Россия оказалась одной из худших стран в рейтинге качества жизни и работы для экспатов.
56 место из 59
Россия оказалась одной из худших стран в рейтинге мест для жизни и работы за границей. Наша страна заняла 56-ую позицию из 59. Иностранцев пугает не только сложный язык, но и состояние экономики, а также экология российских городов. Примечательно, что аутсайдерами этого списка вместе с Россией стали такие страны, как Кувейт, Индия, Египет.
заняла наша страна
В рейтинге регионов России по качеству жизни по итогам 2020 года
54-м из 85
В рейтинге регионов России по качеству жизни Кузбасс по итогам 2020 года стал 54-м из 85 субъектов федерации. Исследование регулярно проводят специалисты РИА Новости. Антилидерами рейтинга являются Республика Тыва, Забайкальский край и Карачаево-Черкесия. В лидерах, как всегда, Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Отмечу, что в 2019 году Кемеровская область была и вовсе на 56-м месте. СМИ подали это повышение в рейтинге как улучшение качества жизни в регионе. Но фактически две отвоеванных позиции за год — показатель того, что мы застряли на прежнем уровне.
субъектов федерации стал Кузбасс
в Российской Федерации живут за чертой бедности.
человек
почти 20 млн
в стране испытывают те или иные финансовые трудности по данным Росстата
домохозяйств
75,7%
не имеет доступа к централизованной канализации, большинство таких семей пользуется выгребными ямами.
населения
около 22,6%
в месяц получали в прошлом году наименее обеспеченные россияне, и 82 500 рублей — граждане с наиболее высокими доходами (20%), как показало исследование FinExpertiza.
рублей
всего 9880
в среднем понадобится нашим согражданам, чтобы накопить 1 миллион рублей, согласно исследованию аналитиков РИА Новости, демонстрирующему уровень жизни нашего населения. Исключение — жители Чукотки, Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов. Их зарплаты позволят справиться с этой целью примерно за 8 лет.
лет
более 20
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ
Реформа налоговых доходов
Судите сами: в ближайшие три года Москва планирует потратить на программу «Развитие городской среды» 305 миллиардов рублей. Средства будут направлены на благоустройство дворов, дорог, улиц и так далее. Кроме того, город продолжат украшать. Есть отдельная статья — «Развитие единой светоцветовой среды» — на лампочки и прочую иллюминацию столица потратит 73 миллиарда рублей.
Аналогичная финансовая пропасть — распределение средств между субъектами федерации.
Что важно для смены сложившегося вектора? Очевидно — улучшение качества жизни в регионе и стране. Считаю, необходимым сокращать пропасть между богатыми и бедными, увеличивать достаток людей, потому что экономику и бизнес двигают вовсе не те, кто пытается уложить расходы в прожиточный минимум.
УВЕРЕНА: пора перестать все средства вкладывать в развитие столицы, следует остановить отток финансов в Москву и уделить внимание регионам.
Понятно, что численность населения региона в разы меньше, чем в главном мегаполисе страны. Но столько колоссальная разница в финансировании не только причина этого, но и следствие. Люди уезжают из Кузбасса, потому что инфраструктура и городская среда оставляют желать лучшего.
ОЧЕНЬ ВАЖНО дать людям возможность жить, а не существовать, учиться, работать и создавать бизнес на своей земле. А создание этих условий зависит от власти.
Деньги должны оставаться в регионе. Экономику необходимо развивать на местах, а не в единственном центре страны. У местных властей должна оставаться максимальная возможность для налоговых маневров в территориях, чтобы не только выполнять социальные обязательства, латать дыры в бюджете и сводить концы с концами, но и иметь возможность развивать регион и муниципалитеты, а значит, и улучшать качество жизни населения.
Для сравнения: объем расходов во всем бюджете Кемеровской области на 2021 год составляет 164,46 млрд рублей
Отличными примерами может послужить Калининград и Башкирия.
И безусловно, должна проводиться непрерывная работа по снижению административного и силового давления на бизнес.
Эксперты «Сколково» и РАНХиГС внедряют разные практики по повышению инвестиционной привлекательности и развитие малого бизнеса и в других субъектах РФ. Однако наши предложения по организации и проведении форсайт-сессий с этими экспертами оказались не востребованы властью.
Крайне важно повышать уровень благосостояния населения и инвестиционную привлекательность региона. Без системной работы над экономикой Кузбасса не будет решена проблема платежеспособности населения. Точечные решения в виде проектных федеральных субсидий не решают комплексные проблемы. Будет развиваться бизнес в регионе — будет развиваться регион.
повышать уровень благосостояния населения и инвестиционную привлекательность региона
Фиксация условий инвестирования. Инвесторам должны быть понятны условия работы на перспективу 7-10 лет (среднего времени реализации проекта).
Например, В Башкирии успешно внедрен институт бизнес-шерифов, а неэффективные институты поддержки предпринимательства оптимизированы. Разработаны и внедрены многочисленные инвестиционные инструменты для потенциальных инвесторов, автоматизированы бюрократические процессы.
Этот механизм работы позволяет людям направлять средства в те проекты, которые важны для всех и каждого в отдельности, иметь свой интерес и причину для того, чтобы быть услышанными и улучшать территорию своего проживания, оставаться в регионе, а не искать лучшее место для жизни. Это работает в рамках и маленького двора, и большого субъекта Федерации.
Поможет повысить качество жизни в территориях и районах более широкое применение механизма инициативного бюджетирования.
инициативное бюджетирование
В ЦЕЛОМ, постоянное взаимодействие власти и НКО, общественных объединений, активистов, бизнеса и других заинтересованных сторон в развитии своей территории должно выйти в разряд «нормы».
Это форма непосредственного участия населения в местном самоуправлении. Она предполагает, что инфлюенсеры — жители, НКО, общественные организации, бизнес и другие заинтересованные лица в городах и районах могут выдвигать инициативы по целям расходования определенной части бюджетных средств.
Люди старшего возраста в Кузбассе не отличаются от тех, кто проживает в Москве. Однако, перечень услуг, оказываемых в рамках социальных программ поддержки в Кузбассе, существенно меньше, чем в центре России.
Обеспечить людям пенсионного возраста равный доступ к социальным благам
Необходимо распространить действие подобных программ Москвы на все регионы страны соразмерно численности людей пенсионного возраста.
Отдельное внимание стоит уделить людям с ограниченными возможностями. Сегодня эта категория населения по-прежнему оказывают катастрофически мало внимания и поддержки. Следует повысить контроль над системой комплексной реабилитации инвалидов, создать для людей с ограниченными возможностями все необходимые условия для проживания в привычной для них среде.