критически Низкий уровень доверия
к региональным властям
А теперь к современным,
а не гипотетическим реалиям

Неочевидная, но доказанная экономическая гипотеза: между уровнем доверия населения власти и уровнем ВВП существует тесная взаимосвязь. «Доверие сегодня рассматривается как альтернативный источник экономического роста, инвестиций и благосостояния России». Доверие – основа роста ВВП. Его отсутствие – корень проблемы.

Согласно данным экономистов, прирост обобщенного доверия на 10 п.п. ведет к росту уровня ВВП на душу населения на 13,1 п..п., или к ускорению его долгосрочного роста на 0,4 п.п.
57% граждан
А теперь от гипотез к реалиям. Сегодня в России 57% граждан не доверяют органам власти, а средняя оценка обобщенного доверия, по данным проекта «Всемирного обзора ценностей», составляет лишь 29%.
не доверяют органам власти
Не удержусь от сравнения и приведу подсчеты французских экономистов, которые соотнесли уровень доверия и экономическое развитие страны. По их оценкам, уровень ВВП в России был бы на 69% выше при уровне доверия, как в Швеции. И для этого не понадобились бы дополнительные частные и государственные инвестиции, программы и нацпроекты.
Как видно, недоверие населения обходится крайне дорого его правительству. А в конечном счете — налогоплательщикам страны, то есть, нам с вами. Недоверие вынуждает власть увеличивать количество государственных надзорных органов и проверяющих.
> 3% населения
Страшно представить, но по данным Росстата, более 3% населения страны работают в частных охранных предприятиях. Сегодня один полицейский приходится на 193 россиянина, среднее значение этого показателя в Европе — 294.
работают в ЧОП
на 27-м месте
Россия находится на 27-м месте в мире по числу заключенных на 100 000 жителей — между Уругваем и Туркменистаном (данные Института исследований в области уголовной политики).
в мире находится Россия по числу заключенных
Что говорить, когда в России, по данным экономистов Янна Алгана и Пьера Каю, прирост доверия на каждые 10 процентных пунктов соответствует росту уровня ВВП на душу населения на 13,1%, или ускорению его долгосрочного роста на 0,4 процентных пункта.
Если вы еще сомневаетесь в важности повышения уровня доверия, приведу такой аргумент: согласно исследованию Edelman Trust Barometer, средний уровень доверия к государству, медиа, НКО и бизнесу в России — 30%.
Ухудшает отношение и еще больше подрывает доверие к действующей власти устранение выборного порядка глав муниципалитетов. С 2020 года они назначаются комиссией из состава назначенцев областной администрации и горсовета.
Это подтверждает история с распространением коронавируса. Жесткий локдаун в 2020 году вызвал шквал недовольства среди жителей, что в итоге привело к игнорированию масочного режима. Сейчас в стране сильны антипрививочные настроения, вакцинация до сих пор идет низкими темпами, административный ресурс не справляется.
К сожалению, сегодня отсутствие доверия носит хронический характер, поэтому недоверие становится выражением самодостаточного социального поведения, мотивацией массового поведения. Система работает просто: если фиксируется низкий уровень доверия к региональным властям, то можно говорить о данной тенденции и на федеральном уровне. Любые инициативы, даже направленные на улучшение ситуации, населением воспринимаются негативно.
А теперь еще один вывод: именно вооруженные силы РФ и органы госбезопасности имеют положительный баланс доверия. А топ-3 рейтинга институционального недоверия — Госдума РФ, политические партии, российские банки.
Несменяемость власти — проблема,
которая не решается очень и очень давно.
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ
Работа по повышению доверия населения органам власти должна носить системный характер. Ждать быстрых результатов бессмысленно, но и ничего не делать тоже нельзя.
Все решения, принимаемые на уровне города или региона, должны быть согласованы с общественными лидерами этой территории. Эту задачу были призваны выполнять созданные ранее общественные палаты и советы при Главах муниципалитетов, но сегодня их деятельность больше похожа на профанацию.
Первостепенная задача сделать выборными должности. В России губернаторы и мэры не выбираются народом. Тогда почему люди должны верить, что их права будут соблюдаться? Человек без права выбора считает, что от него ничего не зависит, поэтому занимает позицию отрицания и плохого, и хорошего. Начинать возвращать выборные должности надо с мэров, потому что они первые, кто обязан работать за счет налогов и в интересах населения.
сделать выборными должности, от которых зависит уровень и качество жизни людей
Важно активизировать механизм инициативного бюджетирования в регионах России. Граждане должны иметь право принимать участие в самоуправлении. Через этот инструмент создается экономика доверия. По сути это готовность людей развивать свою территорию, а значит, и глобальную экономику. Благодаря инициативному бюджетированию россияне смогут мыслить на 2-3 года вперед, реализовывать свои инициативы, а не наблюдать, как они «покрываются мхом». Развивая свою территорию, человек будет развивать регион.
МАСШТАБИРОВАТЬ МЕХАНИЗМ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Еще одна необходимая мера—сокращение чиновничьего аппарата. Сегодня он неоправданно раздут, а потому неповоротлив. При этом необходимо обеспечить регулярную сменяемость власти, через запрет занимать одному должность более двух сроков подряд.
сокращение чиновничьего аппарата
Также для повышения доверия нужно выстроить реальный конструктивный диалог власти с бизнесом, без посредников, создающих видимость таких встреч. Эти собрания должны быть регулярными, а их результаты —публичными и доступными.
выстроить реальный конструктивный диалог власти с бизнесом
Немаловажной является и работа по повышению уровня правосознания граждан и психологической уверенности в своих правах. Для этого, например, достаточно в регионе расширить перечень услуг, предоставляемых гражданам в автоматизированном режиме (через МФЦ или на сайте Госуслуг). Минимизируя бюрократические проволочки и делая процессы прозрачными, мы снизим возможности для коррупции.
работа по повышению уровня правосознания граждан
Так, Россия находится на 27-м месте в мире по числу заключенных на 100 000 жителей — между Уругваем и Туркменистаном (данные Института исследований в области уголовной политики).
Если вы еще сомневаетесь в важности повышения уровня доверия, приведу такой аргумент: согласно исследованию Edelman Trust Barometer, средний уровень доверия к государству, медиа, НКО и бизнесу в России — 30%.
Что говорить, когда в России, по данным экономистов Янна Алгана и Пьера Каю, прирост доверия на каждые 10 процентных пунктов соответствует росту уровня ВВП на душу населения на 13,1%, или ускорению его долгосрочного роста на 0,4 процентных пункта.
Всемирный экономический форум ежегодно в свой большой отчет The Global Competitiveness Report включает отдельное исследование, где изучается уровень доверия граждан к политикам в стране. Россия оказалась на 51-м месте. Для сравнения — США на 16-м месте, Германия на 13-й позиции. Больше всего жители доверяют власти в Сингапуре, ОАЭ, Новой Зеландии.
По данным РБК, уровень доверия к государственным институтам и вера в то, что государство готово прийти на помощь гражданам, за время пандемии коронавируса снизились у 61% россиян.
А в 2019 году Россия заняла последнее место в рейтинге доверия жителей разных стран мира к общественным институтам и институтам власти, который ведет компания Edelman. РФ оказалась и в числе лидеров по уровню падения доверия за год: еще в начале 2018 года индекс доверия в стране составлял 36 пунктов, а к 2019 году упал до 29.
Только 25% россиян положительно ответят на вопрос «Можно ли доверять большинству людей?». В Китае доля таких ответов составляет 64%, в Швеции — 63%. Неопределенность всегда тормозит деловую активность, а недоверие порождает подушку транзакционных издержек, которая дает результаты ниже, чем они могли бы быть при всех имеющихся факторах развития экономики.